О персонализации в играх и игровой индустрии
Арт к игре Fable, которую мы любим за возможность видеть последствия своих действий
Привет. Сегодня не совсем об играх. Но, конечно, и о них тоже.
Поговорим о персонализации — явлении, которое пока что лучше всего проявляет себя в интернете. Замечали, что стоит посмотреть пару роликов о новом “Ведьмаке” — и рекомендации Youtube под завязку забиты обзорами, летсплеями и трейлерами игросаги по Сапковскому? Пример персонализации, как она есть.
Аналогичные вещи проявляются в поисковой выдаче, на сайтах, даже интернет-реклама — и та сегодня персонализирована. Я вот после пары просмотров летсплеев все того же «Ведьмака» (ну ладно, может, десятка) не могу отделаться от баннера, который мне предлагает его предзаказать (а теперь купить). Аард на тебя!
Персонализация как таковая — явление холиварное. Одни говорят, что за ней будущее: так как не нужно что-то искать, рекомендации сами дадут тебе интересный контент. Другие оппонируют: мол, это окончательно превратит нас в ленивых потребителей информации, которые со временем будут становится все более ограниченными и похожими друг на друга.
Скриншот из H1Z1. Хотите очередной свежий фильм про зомби-апокалипсис?
Ну, все не настолько критично, мне кажется.
Тем более, что персонализация в играх — это абсолютно положительное явление. Давайте чуть подробнее.
О персонализации и нелинейности
Персонализацией в играх можно считать игровые ситуации, когда повествование и игровой процесс меняется в зависимости от стиля игры геймера, выбранного класса персонажа, выборов ответов в диалогах и “моральных” или “аморальных” поступков. Собственно, суть всего этого — дать конкретному игроку более ожидаемый им игровой опыт. Грубо говоря, играешь за мага — тебе чаще выпадают магические жезлы и диадемы +10 интеллекта. Практически любая RPG эксплуатирует такой механизм.Скриншот с одного форума. Угадайте, с какого.
Персонализированный игровой процесс — это по большому счету одно из средств придания игре нелинейности. Так, например, почти во всех играх по правилам (A)D&D есть уникальные ветки диалогов, которые доступны только определенным классам, направленностям, расам и т.д. Порой наличие того или иного варианта может оказать решающее воздействие на развязку квеста.
В недавней Pillars of Eternity количество уникальных ответов порой просто фантастическое. Поклоняетесь Эотасу — вот вам плюс один вариант. Злобному Скейну — вот вам альтернативный. Состоите в ордене — еще один. Это просто пир духа, как говорил Михаил Сергеич.
Персонализации геймплея может происходить не только на тактическом уровне. Многие уважающие себя игровые саги используют персонализацию, основанную на решениях игрока в предыдущих частях.
Тогда опыт от игры вообще перепрыгивает на новую ступень. Это надо же, они в триквеле помнят, что я делал в оригинальном Mass Effect!
Dragon Age, Mass Effect, Neverwinter Nights, Witcher — какие еще игровые серии могут похвастаться преемственностью сюжета?
Говорят, одной из первых графических игр с нелинейным сюжетом был The Amazing Spider-Man vs. The Kingpin для Sega Genesis, вышедший в 1990-ом году. Собственно, нелинейность там заключалась в том, что на высоком уровне сложности перед битвами с боссами добавлялась битва с Venom’ом. Там же было несколько концовок. Ну что ж, уже неплохо.
На этом история о персонализации для геймеров не заканчивается.
Персонализация в Steam и не только
Надо сказать, что сами платформы цифровой дистрибуции игр тоже вовсю начинают внедрять персонализацию. Проявляется она в персональных рекомендациях — когда мне советуют не GTA V (ее всем советуют), а что-то более уникальное, соответствующее моим вкусам.Такая возможность появилась в Steam относительно недавно, около года назад.
Еще одно направление рекомендаций в Стиме — курирование. Задачу выполняет примерно ту же, но другим способом: вы подписываетесь на “лидеров мнений”, со вкусами которых у вас много общего. И получаете рекомендации с большой вероятностью попадания.
Механизмы персональных рекомендаций работают и в мобильных сторах. При этом, например. в Google Play данными для рекомендаций служат поисковые запросы из Chrome и какая-то еще непонятная мне магия — иначе чем объяснить, что именно приложение “угадай игру” я недавно скачивал на свой яблокофон, и вот оно, в рекомендациях Play:
Да, я действительно люблю викторины, викторины про игры, много читал в последнее время Викию по Dark Souls (чертов Демон Плавильни!)… Но чем я прогневил богов, что они советуют мне приложение “Пой с братишкой” с каноничным Пахомом на иконке?!
AppStore тоже не отстает в плане персональных рекомендаций. Например, регулярно скупает стартапы, которые занимаются персонализацией. Как, например,
Энди Байо, программист Kickstarter и инди-разработчик, так прокомментировал ситуацию с персонализацией сторов:
«Не только Apple за много лет не изменило структуру своего магазина приложений. Аналогичные проблемы остались и в магазинах Xbox Live Arcade, Nintendo eShop, PlayStation Network. Персональные рекомендации пытаются внедрить Steam и Google Play, используя технологию социального графа, хотя и там есть свои недостатки».
Здесь, кстати, его
Еще пара слов
В общем, такое вот явление под название персонализация. С одной стороны крайне полезное для игровой индустрии, с другой — добавляющее острых ощущений игрокам.Лично мне кажется, что игры — это как раз то, что должно быть персонализировано в первую очередь. А реклама подождет.
Dragon Age, Mass Effect, Neverwinter Nights, Witcher — какие еще игровые серии могут похвастаться преемственностью сюжета?
Это утверждение или вопрос? Если вопрос, то: Baldur’s Gate, Icewind Dale, Fallout.
Геймер Доктор 73
Доктор писал:
Dragon Age, Mass Effect, Neverwinter Nights, Witcher — какие еще игровые серии могут похвастаться преемственностью сюжета?
Это утверждение или вопрос? Если вопрос, то: Baldur’s Gate, Icewind Dale, Fallout.
Ну скорее вызов на диалог ) Спасибо за коммент.
Автор rch 1
Доктор писал:
Dragon Age, Mass Effect, Neverwinter Nights, Witcher — какие еще игровые серии могут похвастаться преемственностью сюжета?
Это утверждение или вопрос? Если вопрос, то: Baldur’s Gate, Icewind Dale, Fallout.
А разве во втором Фоллауте есть различные варианты сюжета, зависящие от того, что сделал (или не сделал) игрок в первой части?
И мне кажется, что это всё-таки не совсем то же, что и персонализация. Одно дело, когда состояние игры/мира игры просто зависит от от твоих действий. Другое - когда игра под тебя подстраивается.
Автор LootHunter 68
LootHunter писал:
И мне кажется, что это всё-таки не совсем то же, что и персонализация. Одно дело, когда состояние игры/мира игры просто зависит от от твоих действий. Другое - когда игра под тебя подстраивается.
Ну строго говоря да, это не совсем о персонализации. Персонализация — это, например, генерируемые квесты, суть которых зависит от класса игрока. Но я такого что-то не припомню сходу.
Хотя если рассматривать сиквел или триквел как отдельный игровой продукт, то да, он будет персонализирован под конкретного пользователя (вернее, под его выбор в предыдущих частях).
Автор rch 1
Наверно я не очень хорошо выразился. Я имел ввиду следующее: если последствия моих действий в игре построены в соответствии с логикой игры и её мира, то это не персонализация - это именно последствия. В частности потому что я могу предугадать эти последтсвия и сделать другой выбор, если мне они не нравятся. Если же игра создаёт последствия, которые не вписываются в логику игрового мира, то это уже подстройка игры под меня (персонализация).
Впрочем, может чёткой грани здесь действительно нет. Если в шутере боты с самообучающимся интеллектом - это персонализация или нет? Они же самообучившись будут подстроены именно под мой стиль игры.
Автор LootHunter 68
Не знаю, что ты делаешь на этом потихоньку загнивающем сайте, автор. Но статья хорошая, я с тобой поговорю.
rch писал:
Dragon Age, Mass Effect, Neverwinter Nights, Witcher — какие еще игровые серии могут похвастаться преемственностью сюжета?
Как всегда, прорекламирую серию Wizardry. Все части поддерживают перенос сохранений (кроме первой, вестимо), т.е. можешь посчитать, первая игра серии 81 год, последняя 2001 - 20 лет путешествий. Хотя там не совсем преемственность сюжета, части делятся на арки, поэтому лично я проверял только Wizardry VI-VIII серии, это арка про космическую кузню.
При этом Wizardry 8 идеально подходит под статью, там есть примеры когда задания действительно зависят от класса, расы и даже пола персонажа. Если автор не играл в эту замечательную игру, то никогда не поздно.
Позиция мне нравится, в играх как раз нужно развивать персонализацию, а не то самое "влияние" на мир, ведь реальное влияние как раз должно отображаться в геймплее, иначе это лишь разбитый на кусочки фильм, где игрок выбирает одну сцену, вместо другой.
Геймер Arjuno 44
Вступление ни в п... ни в красную армию, почему бы тебе (или вам) сразу не начать с определения "Персонализация"?? что точно под этим имеется в виду.После такого невнятного вступления мне расхотелось читать, но почитаю.
ага вижу. Ммм я мало что понял из статьи, так персонализация это хорошо или плохо?
Итак читаем определение термина из философии...
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (от лат, личность) — процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности. Уже у младшего подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с тем — потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других. Персонализация проходит несколько этапов: воспитание в семье; начальные связи и общение с ровесниками; овладение основами знаний и общественным опытом, труд, служба в армии или обучение в вузе; самостоятельная или ответственная работа в профессиональном коллективе. Субъект достигает в этот период высшего уровня персонализации, самостоятельности выражения своего *Я*. Последний этап — инволюционные процессы, ослабление социальных связей, усиление зависимости личности от внимания других людей...
Конечно это не то. Но что это такое Персонализация в играх... я конечно туп но мне кажется этот термин используется неправильно если речь идет о подгонке образов скиллов и умений в РПГ под игрока, то тогда конечно грубо этот термин можно использовать. Но это даже не в духе персонализации сайта или интерфейса ОС, в игре это скорее последствия твоего выбора, это подгонка игры под тебя, это выбор одного из путей прохождения. так только кажется что игра подгоняется, подгоняется стиль геймплея? или интерфейс игры? ну и что?
Вот если герои игры будут действовать по другому или когда в игре погода, локации изменятся, когда игра поймет узнает что в неё пришел Вася Пупкин... тогда да конечно это будет персонализация.
Я не люблю когда подменяют понятия, сразу не объясняя что же имеется в виду. Глупые американские программисты взяли этот термин и стали использовать его и в хвост и в гриву не понимая что персонализировать можно человека.. субъект, но не неодушевленный объект.
Надо использовать другой термин - ПОДГОНКА.
Инди-катор vladforn 73
vladforn писал:
Надо использовать другой термин - ПОДГОНКА.
Нет, не надо. В английском языке аналог слова "Подгонка" - Calibration, т.е. калибровка, а у калибровки уже есть определенное значение даже в видеоигровом мире (калибровка контроллера). Навешивать на одно слово в одной области два значения очень и очень нежелательно. Ну а на русское "подгонка" американским программистам и всему остальному миру, мягко говоря, положить, не тот уровень технического развития, чтобы раздавать названия терминам, тем более если технология или явление рассмотрена или придумана не в России.
Геймер Arjuno 44
Пусть будет персонализация, но почему я придрался, да потому что этот пост, он сырой, можно поблагодарить автора за задумку. Но пока это лишь наброски. текст надо вычитать, иначе всё впечатление от идей портится.
Я конечно очень люблю граммар-нацить, поэтому не мог пройти, один из обрывков.
Персонализации геймплея может происходить не только на тактическом уровне. Персонализация? и потом на тактическом уровне Чего? Игры? тактический уровень игры...хм, может геймплея? короче непонятно.
Тогда опыт от игры вообще перепрыгивает на новую ступень. странное выражение... Тогда опыт приобретает... более полное что-то там впечатление? поднимается на более высокий уровень.
Говорят, одной из первых графических игр с нелинейным сюжетом был The Amazing Spider-Man vs. The Kingpin для Sega Genesis, вышедший в 1990-ом году. Собственно, нелинейность там заключалась в том, что на высоком уровне сложности перед битвами с боссами добавлялась битва с Venom’ом. Там же было несколько концовок. Ну что ж, уже неплохо. - каким образом этот кусок связан персонализацией? несколько концовок это уже персонализация?? может быть.
ну и так далее, винегрет слов с самого начала. Я бы мог не придираться к термину, но тогда бы можно было придраться к другому. Я выбрал более легкий объект нападок.
Но все же термин Персонализация для меня имеет другой смысл, я немного обучился философии в институте, я запомнил этот смысл, и меня как-то пучит от неправильного использования этого слова. Но понятно что в игроиндустрии и в интернете он приобрел другой смысл.
можно вместо подгонки - подлаживание уточнение... подстройка?
Я ещё подумаю, но смысл поста, так если немного подумать, Додумать и осмыслить, то понятен. Но почему вместо того чтобы сразу понять из прочтенного я ещё должен что-то додумывать?
Ладно плюс, так я действительно задумался зачем же нужна персонализация в играх?
Когда-то появление средств массовой информации - газет потом радио телевидения - вело к тому что люди объединялись у них появлялись общие вкусы и интересы. но потом почти сразу с увеличением количества изданий; газет журналов, станций для радио, каналов для телевидения появлялись группы по интересам. Сначала деловые спортивные учебные научные... музыкальные виды, люди стали выбирать что читать слушать смотреть. А уж когда появился интернет то расслоение стало взрывоподобным.
Появились субкультуры, ещё до интернета, появились различные стили музыки опять же до интернета...
Короче Персонализация (в том современном интернет- определении) была всегда.
персонализация в играх это просто следствие различных вкусов игроков. Если так посмотреть, то и появление разных жанров игр, это тоже своего рода персонализация.
Инди-катор vladforn 73
vladforn писал:
Пусть будет персонализация, но почему я придрался, да потому что этот пост, он сырой, можно поблагодарить автора за задумку.
Цель этого поста не рассказать о персонализации в играх, а с помощью анкорной ссылки в конце поста поднять в поисковиках позицию сайтаhttps://rees46.com/ . В связи с этим, упрек в сырости бессмыслен. :)
Плюсатор zinnk 26
zinnk писал:
vladforn писал:
Пусть будет персонализация, но почему я придрался, да потому что этот пост, он сырой, можно поблагодарить автора за задумку.
Цель этого поста не рассказать о персонализации в играх, а с помощью анкорной ссылки в конце поста поднять в поисковиках позицию сайтаhttps://rees46.com/ . В связи с этим, упрек в сырости бессмыслен. :)
Да? Какое коварство...
Инди-катор vladforn 73
Этот поток сознание вчера-сегодня был запощен на нескольких игровых порталах. На всех на них "автор" - совершеннейший новайс. Не надо так серьезно к нему относиться. Zinnk прав: это - завуалированный спам.
Wiedźminka Elle 79 *
vladforn писал:
персонализация в играх это просто следствие различных вкусов игроков. Если так посмотреть, то и появление разных жанров игр, это тоже своего рода персонализация.
Не думаю, что тут имеется ввиду именно такое определение персонализации. Мне самому будет сложно объяснить. Но вкратце - попытка игры выделить выбранную модель или роль игрового персонажа из общего геймплея. Считаю, что это имелось ввиду.
Elle писал:
Этот поток сознание вчера-сегодня был запощен на нескольких игровых порталах. На всех на них "автор" - совершеннейший новайс. Не надо так серьезно к нему относиться. Zinnk прав: это - завуалированный спам.
И этот спам до сих пор интереснее читать 90% постов на главной за счёт тематики, что ж, показательно. Ну и спам объясняет с чего автор решил поднять эту тему здесь.
Пойду-ка я дальше в анабиоз, свистните, если что появится стоящее.
Геймер Arjuno 44
Только хотел сказать, что уже видел эту статью на другом сайте.
Плюсатор Jack_The_Bob 30